Сайгё

Сикиси Найсинно

Фудзивара-но Садаиэ

Сётэцу

Минамото-но Санэтомо

Исикава Такубоку

Другие авторы

 

Танка, буквально "короткая песня", зародилась в недрах народного мелоса в глубокой древности. Её до сих пор читают напевно, следуя определённой мелодии. Многие танка пришли из календарно-обрядовой народной поэзии. Одна из болших тем японской лирики - времена года. Вторая большая тема классической поэзии - песни любви и разлуки.Метрическая система танка предельно проста. Слог состоит из гласного звука или согласного в сочетании с гласным. Танка - это всего пять стихов. В первом и третьем пять слогов, в каждом из остальных по семи - для танка характерен нечет. Ключевые поняти древне поэзии - "правда" и "правдивое сердце" ("магоро"). Только то, что идёт от сердца - подлинная поэзия.
Богата и многоцветна первая поэтическая антология "Манъёсю" ("Собрание мириад листьев", VIII век). В ней собраны не только пятистишия - танка, но и так называемые "длинные песни". Литературная поэзия соседствует с фольклорной песней безымянных авторов.

Позже, в хэйанскую эпоху (IX - XII веках), были созданы нормативные каноны утонченно-изящной куртуазной поэзии. Все известные тогда виды искусств достигали большой высоты. Велико было влияние культур Индии, Китая, Кореию Тогда же сложился классический стиль в искусстве. Танка стала принадлежностью придворного быта. Особой славой пользовалась антология "Кокинсю" ("Собрание старых и новых песен", 905 год). Двадцать её свитков заучивались наизусть и служили каноном для будущих поэтов. Стихи расположены по тематическим разделам (песни о временах года, песни странствий, скорби). Для каждого раздела существовала определённая система поэтических образов. Применялись особые поэтические приёмы: аллюзии, игра слов, слова-омонимы. Танка со временем стала чётко делиться на две строфы: трёхстишие и двустишие, и это членение оказалось очень важным для поэзии будущего (поэзии жанра хокку). Ключевое понятие хэйанской эстетики - "мононо аварэ", красота с лёгким привкусом меланхолии.

В XII веке междоусобицы разрушили хэйанскую культуру. Власть захватили военные феодалы. Последняя из трёх антологий "Синкокинсю" ("Новая Кокинсю", 1205 год) - проникнута тоской по прошлому. На смену красивой печали пришло трагическое мироощущение. Ключевым словом эстетики средневековья стала "югэн" ("сокровенное и тёмное") - извечное начало, согласно буддизму, скрытое в я явлениях бытия.



Hosted by uCoz