Танка,
буквально "короткая песня",
зародилась в недрах народного
мелоса в глубокой древности. Её до
сих пор читают напевно, следуя
определённой мелодии. Многие танка
пришли из календарно-обрядовой
народной поэзии. Одна из болших тем
японской лирики - времена года.
Вторая большая тема классической
поэзии - песни любви и
разлуки.Метрическая система танка
предельно проста. Слог состоит из
гласного звука или согласного в
сочетании с гласным. Танка - это
всего пять стихов. В первом и
третьем пять слогов, в каждом из
остальных по семи - для танка
характерен нечет. Ключевые поняти
древне поэзии - "правда" и
"правдивое сердце"
("магоро"). Только то, что идёт
от сердца - подлинная поэзия.
Богата и многоцветна первая
поэтическая антология
"Манъёсю" ("Собрание мириад
листьев", VIII век). В ней собраны не
только пятистишия - танка, но и так
называемые "длинные песни".
Литературная поэзия соседствует с
фольклорной песней безымянных
авторов.
Позже, в хэйанскую эпоху (IX - XII веках), были созданы нормативные каноны утонченно-изящной куртуазной поэзии. Все известные тогда виды искусств достигали большой высоты. Велико было влияние культур Индии, Китая, Кореию Тогда же сложился классический стиль в искусстве. Танка стала принадлежностью придворного быта. Особой славой пользовалась антология "Кокинсю" ("Собрание старых и новых песен", 905 год). Двадцать её свитков заучивались наизусть и служили каноном для будущих поэтов. Стихи расположены по тематическим разделам (песни о временах года, песни странствий, скорби). Для каждого раздела существовала определённая система поэтических образов. Применялись особые поэтические приёмы: аллюзии, игра слов, слова-омонимы. Танка со временем стала чётко делиться на две строфы: трёхстишие и двустишие, и это членение оказалось очень важным для поэзии будущего (поэзии жанра хокку). Ключевое понятие хэйанской эстетики - "мононо аварэ", красота с лёгким привкусом меланхолии.
В XII веке междоусобицы разрушили хэйанскую культуру. Власть захватили военные феодалы. Последняя из трёх антологий "Синкокинсю" ("Новая Кокинсю", 1205 год) - проникнута тоской по прошлому. На смену красивой печали пришло трагическое мироощущение. Ключевым словом эстетики средневековья стала "югэн" ("сокровенное и тёмное") - извечное начало, согласно буддизму, скрытое в я явлениях бытия.