История Японии до 20 века

 

На протяжении большей части четвертичного периода Япония была связана сухопутными мостами с материком и составляла с ним единое целое. Японское море было тогда огромным внутренним озером. Поэтому древнейшие люди вполне могли проникать на ее территорию. В результате археологических раскопок на территории Японии найдено немало каменных орудий, сопоставимых с нижнепалеолитическими. Однако нет достаточного количества данных, которые позволяли бы судить о физическом типе людей и датировании эпохи, в которой они жили. Бесспорно датируются лишь памятники эпохи мезолита (10 - 6 тыс. лет до н. э).

Древнейшие из неолитических культур Японии, так называемые культуры протодземон, датируются VII тысячелетием до н. э. С VI по I тысячелетие до н. э. растянулся период неолитической культуры дземон (по-японски – «веревочный узор»), распадающейся на более узкие локальные культуры, которые, различаясь по формам и орнаментации керамики, довольно едины по каменному инвентарю и по хозяйственно-культурному типу оставившего их населения. Это были племена с охотничьим и собирательским хозяйством, с особым значением рыболовства и сбора съедобных моллюсков в прибрежных районах. По общему облику керамического и каменного инвентаря, а также по характеру орнамента эти культуры ближе всего стоят к ранненеолитическим культурам Юго-Восточной Азии. Можно предполагать, что население эпохи дземон по своему языку и физическому типу было близко к современным айнам, которые и могут рассматриваться как наиболее прямые его потомки.

Древние айнские племена, антропологически принадлежавшие к весьма специфической ветви австралоидной большой расы, очевидно, расселялись морским путем из Юго-Восточной Азии вдоль берегов Филиппинского и Рюкюского архипелагов. В физическом облике и даже в отдельных этнографических чертах (например, татуировке) современного населения островов Рюкю прослеживаются некоторые элементы айнского субстрата в большей степени, чем среди современного населения Центральной Японии. Были ли японские острова к моменту прихода древних айнов необитаемы, или же айны включили в свой состав потомков палеолитического и мезолитического населения страны, пока сказать трудно.

Начиная с III тысячелетия до н. э. имеются археологические свидетельства примитивного подсечно-огневого земледелия, которое имело вспомогательное значение и не стало основным занятием населения.

Во II тысячелетии до н. э. Южную Японию начали заселять малайско-полинезийские по своему языку и южномонголоидные по расовому типу племена, которые, смешиваясь с более древним айноязычным населением, включили в себя немало айнских элементов. В хозяйственно-культурном отношении существенных различий между этими племенами не было.

В VII-V вв. до н. э. в этническом и культурном облике населения Южной Японии происходят существенные сдвиги. Через Цусимский пролив сначала на север острова Кюсю, а затем на Сикоку и на юго-западный Хонсю проникают из Южной Кореи племена - носители энеолитической культуры яёй.

Племена культуры яёй были значительно выше по уровню хозяйственно-культурного развития, чем племена культуры дземон. Им было известно поливное рисосеяние, разведение домашнего скота – коров, свиней, лошадей. Они уже имели некоторые связи с высокоразвитой цивилизацией континентальной Восточной Азии. Из Китая и Кореи к этим племенам проникают металлические, бронзовые и железные орудия и оружие, гончарные изделия. В последние века до нашей эры спорадические упоминания о племенах культуры яёй появляются в китайских династийных хрониках, где они фигурируют под названием «людей Ва» («вожень»). Хроники сообщают о многих десятках небольших «царств» людей Ва, часть которых поддерживала с китайским императорским двором посольские отношения. «Царства», очевидно, представляли собой племенные объединения, в рамках которых зарождались раннеклассовые отношения, далеко зашло имущественное расслоение, появилась родоплеменная знать. «Цари» или «царицы», о которых сообщают хроники, были по своей роли, вероятно, идентичны вождям племен, правителям небольших поселений Древней Греции.

В течение первых веков нашей эры между крупнейшими из «царств» идет ожесточенная борьба за господство, в результате которой в начале IV в. н. э. «царство» Ямато захватывает наиболее богатые и плодородные земли в районе современных городов Осака и Нара и утверждает свое господство над всей Центральной и Южной Японией.

 

 

 

«Говорят, есть прекрасная страна, окруженная со всех сторон голубыми горами. Почему бы не пойти туда? - обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил: - Пойдём туда».

Так, согласно преданию, произошло переселение людей племён тэнсон и идзумо с острова Кюсю на остров Хонсю. Иваро посадил своих людей на корабли и отправился в путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они поселялись на равнинных землях, которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато, явились центром становления японского народа.

Однако Иваро как врага встретили старейшины племён, ранее обосновавшихся в этих местах. Они оказали сильное сопротивление пришельцам-завоевателям. Особенно упорно сражались местный старейшина Нагасунэ-хико и его сторонники. Иваро пришлось даже покинуть Ямато. Только после гибели врага он со своими соплеменниками вернулся туда.

Поселившись на новом месте, Иваро, как гласит легенда, первым делом выстроил святилище для хранения трёх волшебных предметов: металлического зеркала, меча и яшмового ожерелья. Согласно поверьям, их передала как знаки власти своему внуку - богу Ниниги - богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод, причислить себя к наследникам богов и считать свою власть божественной. Своими завоевательными походами он положил начало образованию общеплеменного союза под главенством вождей, а позднее царей - тэн-но. Иваро, как сообщают японские летописи, правил с 660 по 585 г. до н.э. После смерти его нарекли "Дзимму-тэнно" - "Небесный" или "Божественный царь".

Начиная с Дзимму-тэнно, власть в роду правителя Ямато переходила по наследству. Вначале царь мало отличался по своему положению от главы господствующего рода или вождя племени, но постепенно его власть распространилась и на остальных вождей Ямато. С увеличением числа членов царского рода становится обычаем наделять их землёй.

 

 

Важные преобразования в стране связаны с деятельностью царя Судзина (97-30 гг. до н.э.). 0н, как свидетельствуют японские летописи, впервыё ввёл налоги двух видов. Мужчины должны были посылать царю добычу своих «лука и стрел», т. е. добытое ими на охоте, а женщины – «из рук», т.е. ткани. Судзин вёл войны с неподчинёнными ему инородцами.

Своим именем - а оно переводится как «который почитает богов», - Судзин обязан тому, что был не только царём, но и верховным жрецом Ямато.

В стране бытовал обычай хоронить вместе с царем или членами царского рода живых людей. Предание гласит, что царь Суйнин, сменивший на престоле Судзина, был потрясён зрелищем закапывания людей в землю. Он сказал своим советникам: «Жаль заставлять тех, кто любил кого-нибудь при его жизни, следовать за ним и после его смерти. Хотя это и старый обычай, но зачем соблюдать его, если он плохой? Подумайте, как приостановить следование за умершим?» Глава гончаров Ношмю-сукуаэ предложил заменять живых людей их глиняными изображением. Идея пришлась царю по вкусу, так и стали делать.

В Ямато существовал обычай, по которому каждый новый царь переносил прежнюю столицу в новое место, но в пределах страны. Так поступали по двум причинам. Во-первых, из-за боязни находиться в доме умершего, который был не только дворцом, - там хранились святыни. Со временем создаётся общее святилище японских царей в Исэ. Так повелела богиня солнца Аматэрасу царевне Ямато, дочери царя Суйнина. С тех пор верховными жрицами святилища в Исэ всегда были девы-царевны. Во-вторых, царевич-наследник жил отдельно в своей ставке, которую и объявляли столицей.

 

 

Со временем владения Ямато увеличивались. Завоевательные войны велись в царствование Кэйко (71-130 гг. н.э.). Его сын, царевич Ямато-такэру, что значит «Богатырь Ямато», сражался против непокорных племён - кумасо на острове Кюсю и эбису на острове Хоккайдо.

16-летним юношей с дружиной искусных лучников Ямато-такэру отправился в поход против кумасо. Перед этим он проявил себя дома: убил брата-близнеца за непослушание царю-отцу.

С двумя непокорными вождями кумасо Ямато-такэру справился, прибегнув к хитрости. К одному он проник под видом красивой девушки, а когда во время пира вождь кумасо опьянел, ударил его кинжалом в сердце. С другим царевич для вида подружился, но во время купания убил его беззащитного.

На Хоккайдо Ямато-такэру сражался 10 лет с мятежными эбису. Совершить легендарные подвиги царевичу помогла его тётка, Ямато-химэ, верховная жрица святилища в Исэ. Она дала племяннику волшебное огниво и меч бога урагана Сусаноо, который потом стали называть "Кусанаги" - "Целебная трава" или "Истребитель травы". Легенда рассказывает, что однажды враги подожгли заросли высокой травы, в которых укрывался Ямато-такэру. Огонь подступал всё ближе, тогда царевич начал рубить мечом горящую траву и в конце концов спасся от гибели.

Ямато-такэру умер от ран на чужбине. Перед смертью он писал царю: "Я лежу среди душистых полей, но не забочусь о жизни. Я сожалею только о том, что не могу предстать перед тобой..." В этих словах звучат мужество и преданность воина, которые Ямато-такэру оставил в наследие своим потомкам.

Войны сыграли важную роль в укреплении власти царствующего рода Ямато. Во время походов царь или его ближайшие родственники становились во главе ополчения. Львиная доля захваченной добычи шла царю и его близким, в храмы, где священнодействовали опять же люди из царствующего дома. Военнопленные обрабатывали царские земли или зачислялись в разряд ремесленников, многие из которых работали на царский род.

В результате завоевательных походов Ямато старейшины побеждённых инородцев становились подчинёнными владетелям Ямато, их данниками. Для укрепления своей власти в покорённых землях цари Ямато назначали туда в качестве правителей своих родственников, которые проявили себя храбрыми или способными людьми.

С расширением территории, подвластной царям Ямато, и увеличением населения на ней им уже трудно единолично справляться с делами управления. При государе Сэйму (131-190 гг.) впервые появляется должность «оми» - ближайшего помощника царя по управлению Ямато, а в области назначаются губернаторы и уездные начальники.

Преемник царя Сэйму, красавец-великан Тюай не отличался воинственным духом. Однажды его жена, царица Дзингу, увидела во сне земли, лежащие на юго-западе от Ямато, которые могли быть завоёваны. Это была Корея. Дзингу поведала свой сон царю, закончив рассказ словами: «Там изобилие разных сокровищ, манящих глаз, от золота до серебра. Я теперь дам эту землю тебе». Тюай вместо ответа продолжал играть на флейте. Всё-таки покой его был потревожен. Вновь восстали непокорные кумасо. Они разгромили войска Тюая, смертельно ранив его самого. Царица Дзингу жестоко отомстила им за смерть мужа, но и ей не удалось их окончательно покорить. Они, как и эбису, боролись за свободу в течение нескольких последующих веков.

Похоронив мужа и усмирив восставших, царица Дзингу предприняла поход против корейского государства Силла, давнего союзника кумасо. Она лично возглавила поход в заморский край. Военная экспедиция потребовала много средств и трудов на постройку кораблей, подготовку снаряжения, множество людей насильно взяли на войну. Недовольством населения воспользовались царевичи Каго-сака и Осикума. В отсутствие Дзингу они возглавили мятеж. Однако верным Дзингу людям во главе с советником Такэноути-но сукунэ удалось вовремя его подавить.

Наследник Дзингу, Одзин, правивший страной с 270 по 310 г., мечтал о морских походах и обязал жителей приморской области Идзу бесплатно, в качестве дани, строить для него корабли. В то время их корпуса делали, выдалбливая из стволов деревьев.

У Одзина появился целый флот - 500 судов - карано. Столько до него не было ни у одного царя Ямато. К судостроительству в Ямато поневоле оказались причастными жители Кореи. Часть кораблей Одзина сгорела неподалёку от домов, где размещались послы корейского царства Силла. Их обвинили в поджоге. Тогда правитель Силлы прислал в Ямато искусных корабелов. Там они потом основали наследственный союз кораблестроителей.

При Одзине создаётся промысловый союз рыбаков. До этого они были разобщены. Пользуясь этим, царский двор забирал у них рыбу. Со временем, осознав свою силу, рыбаки отказались выполнять приказы царских властей. После длительных переговоров царским указом было разрешено создание союза рыбаков, который представлял их интересы.

С развитием в стране разнообразных промыслов появились особые группы ремесленников, которые обслуживали царский двор и знать. Так, в конце III в. в распоряжение одного из царевичей было выделено 10 артелей ремесленников: ткачей парчи, 102 изготовителей щитов, мечей, луков, стрел, резных камней и т.д.

Для развития ремёсел цари Ямато поощряли переселение в свою страну искусных мастеров из-за рубежа. При Одзине с этой целью в другие страны было направлено несколько посольств. По приказу царя в Китай, в царство У, отправился приехавший оттуда Ати-но оми с сыном. Им надлежало привезти в Ямато искусных ткачих и портных. Позже из корейского царства Пэкче прибыли гончары, шорники, вышивальщицы.

После смерти Одзина почти три года шла борьба за власть. Старший сын царя был убит, младший покончил жизнь самоубийством. Трон достался среднему - Нинтоку (313-399 гг.). То, что увидел новый царь вокруг себя, поразило его: войны, междоусобицы знати оборачивались бедами и нищетой для населения страны. Японские летописи донесли до нас слова Нинтоку: «Мы взошли на высокую башню и взглянули окрест, но нигде с земли не поднималось дыма. Из этого мы заключили, что народ беден и в домах никто не варит риса». После этого Нинтоку списал недоимки, на три года отказался от получения земельного налога. Сам стал ходить в старой одежде и поношенной обуви. Во дворце его, говорится в хвалебной оде в честь царя, в дождь переходили из одной комнаты в другую, так как протекала крыша.

Хозяйственное состояние страны не было безразлично царю. Природные условия, пригодные для возделывания злаков, и богатое рыбой море обусловили основные занятия жителей страны Ямато - земледелие и рыболовство. По преданию, земледелие было делом нелёгким. Удобной для обработки земли было мало. Освоение горных участков требовало больших усилий. С распространением железных орудий почву стали обрабатывать кирками, мотыгами, лопатами. Вошла в обиход соха с бычьей тягой. Выращивание риса, ставшего излюбленной пищей населения Ямато, требовало создания поливных полей, каналов, плотин, водохранилищ - проведения обширных гидротехнических работ.

С именем царя Юряку (457-479 гг.) связаны особые заботы о развитии шелководства. По преданию, он будто бы собрал расселившихся в разных местах людей рода Хата, умевших получать шёлковые нити, и поселил их вместе, приказав заниматься шелководством и ткать шёлковые ткани. В 472 г. вышли указы о разведении тутовника везде, где он может расти. И одновременно предписывалось вновь расселить людей рода Хата по различным местам, чтобы они могли обучить большее количество крестьян шелкоделию. За годы правления царей Нинтоку и Юряку хозяйство страны окрепло, народ стал жить лучше. Цари получили такую большую власть, что самые могущественные главы родов не могли мешать им править. Однако постепенно в царском семействе начались разлады. Они вдохновили Матори, члена семейства Хэгури, захватить трон у десятилетнего царя Бурэцу (499- 506 гг.). Но против Матори выступила военная знать, и род Хэгури был истреблён.

 

 

В VI в. значение царской власти падает, вновь верховодят влиятельные старейшины родов. Беспредел и распри царят в Ямато. Им пришёл конец после решающих сражений домов Мононобэ и Сога. Воинов Мононобэ возглавлял родоначальник Мория, воинов Сога - шестнадцатилетний царевич Сётоку-тайси. В решающем сражении Мория был убит, погибли многие его родственники и сторонники, а оставшихся в живых обратили в рабство. Их имущество перешло в казну.

Как гласит предание, во время битвы голову Сётоку-тайси украшал шлем с изображением четырёх царей - стражей мира, которые защищают мир и людей от злых сил. С их изображениями, как и с другими образами буддийских богов и защитников, японцы познакомились впервые в 552 г., когда король корейского государства Пэкче прислал в Ямато статую Будды, отлитую из золота. Его сопровождали буддийские монахи. С новой религией первоначально познакомился царский двор. Сётоку-тайси был приверженцем буддизма и всеми силами содействовал его распространению в стране, надеясь с его помощью стать вершителем судеб народа.

В 604 г. он опубликовал "Закон из 17 статей". В нём излагались основы управления государством. Например, в статье 3 говорилось: «Когда получаете повеление государя, обязательно соблюдайте его... Если не будете соблюдать, погубите сами себя»; в статье 4: «Все сановники и должностные лица, считайте самым главным закон... Если нет закона наверху, нет порядка и внизу. Если же нет закона внизу, обязательно появляются преступления»; «Долг чиновника - справедливо, не поддаваясь соблазну обжорства и алчности, рассматривать жалобы, ему подаваемые» - статья 5; «Сановники и чиновники! Рано приходите на службу и поздно уходите! Дел очень много» - статья 8.

 

 

В 642 г. на японский престол вступила царица Когёку. С её воцарением против господствующего дома Сога выступил его потомственный враг - род Накатоми (позднее стал называться Фудзивара). Представитель этой семьи Накатоми-но Камако вступил в сговор с царевичем Нака-но Оэ. Заговорщики в присутствии царицы убили наследника Сога-но Ируки. Его отец попытался поднять войска, но его принудили сдаться и казнили. Царица Когёку отреклась от престола. По настоянию принца Нака-но Оэ и Накатоми-но царём в 645 г. стал Котоку, объявивший наследником. Главным советником - Ооми Камако. Так в результате дворцового переворота власть перешла от дома Сога к дому Фудзивара. Это время стали называть 1 Великая реформа.

Новыми властями в 645-646 гг. был совершён ряд важных преобразований. Верховный правитель Ямато теперь уже был не просто предводителем главного рода, когда его контролировали старейшины других больших родов, а их подчинённые не зависели от него. Отныне его провозгласили подлинным владыкой Японии. Каждый клочок земли должен был принадлежать ему. Налоги, собираемые на местах, теперь поступали не областному начальнику, но прямо в казну тэнно. Каждый человек, получивший определённый земельный надел, обязан был платить налог правительству, и каждый человек в возрасте от 20 до 50 лет должен был отработать на него 10 дней в году.

У государя Момму (697-707 гг.) дед был из рода Фудзивара. С этого времени подлинным правителем Японии стал род Фудзивара. Его представители присвоили себе основные права тэнно. Прежде каждый человек по неписаному закону Древней Японии имел право прямо обратиться к государю с жалобой или предложением. Для этого за воротами дворца был поставлен ящик, куда опускали прошения или докладные. Фудзивара присвоили себе право вскрывать все письма и решать, передавать их государю или нет. Окружённые внешними знаками почёта и величия, государи стали в сущности пленниками в своих дворцах.

Всевластию Фудзивара способствовало их близкое родство с царствующим домом. Их голос был решающим, когда речь шла о том, кому быть государем. Очень часто на трон сажали мальчиков, которые не смели ослушаться старших. Когда такие цари подрастали и хотели поступать по-своему, Фудзивара по праву старших родственников заставляли их отречься от престола. Так, государь Сэйва (858-876 гг.) начал править в возрасте 10 лет, отрёкся от престола в 28 лет; его преемник Ёдзэй (877-885 гг.) стал тэнно в 10 лет, отрёкся в 18; Рэйдзэй (968-970 гг.) вступил на престол в 18, отрёкся от него в 20; Энъю (970-985 гг.) занял трон в 12, отрёкся в 26; Кадзан (985-987 гг.) стал царём в 17 лет, отрёкся в 19; Тоба (1108-1124 гг.) был возведён на трон в 6 лет, отрёкся в 22 года.

 

 

На рубеже середины VII в. для страны Ямато заканчивается период древности, и она вступает в новую пору своего развития. На смену «Ямато» приходит «Ниппон» - «Япония» - «Страна восходящего солнца».

В 710 г. была построена по китайскому образцу первая постоянная столица Японии город Нара. Хотя она оставалась императорской резиденцией только до 794 г., но в ней было выстроено много культовых и светских зданий, которые и по сей день остаются ценнейшими историческими и художественными памятниками. Этот период ознаменовался также составлением двух первых (во всяком случае, из известных нам) японских письменных исторических документов – «Кодзи-ки», включившего в себя запись японских космогонических мифов, легенд и деяний мифических первых «императоров», и «Нихонги», во многом параллельного с «Кодзики» текста, но более подробно освещающего реальные исторические события V-VII вв.

В 794 г. столица была перенесена из Нара в город Хэйан (ныне Киото). С этого времени и по XII в. тянется Хэйанский период истории Японии.

Хэйанский период ознаменовался расцветом изысканной, утонченной культуры, ограниченной, однако, исключительно кругами столичной придворной аристократии. В это время были созданы произведения прозы и поэзии, до сих пор не потерявшие своей популярности. В провинциях росло влияние местных феодалов, постепенно превращавших временные земельные наделы в частные поместья, все более независимые от центральной власти, и создававших там свои военные дружины.

В V в. в Японию проник буддизм в виде отдельных религиозно-философских школ, которые позднее оформились в замкнутые секты. Однако и принявшая буддизм аристократия, и тем более народ продолжали исповедовать добуддийскую религию Японии - синтоизм (почитание божеств природы и предков).

При поддержке властей в период Хэйан между обеими религиями сложились отношения дружественного нейтралитета, выражавшиеся во взаимной поддержке различных религиозных начинаний друг друга (строительства храмов, сооружения новых статуй божеств и т. д.). В последующие периоды истории Японии причиной возникавших конфликтных ситуаций между обеими религиями, как правило, было покровительство очередной правящей династии какой-либо одной из них. В итоге на сегодняшний день буддизм и синтоизм сосуществуют, поделив сферы влияния: первый взял на себя погребальные и заупокойные обряды, второй обслуживает религиозно-бытовые потребности людей на этом свете.

Буддийские и синтоистские монастыри были крупными церковными феодалами и пользовались большим влиянием в стране. Некоторые из них, завладев огромными богатствами, землями, создав собственные войска из вооруженных монахов, стали настоящими "государствами в государстве".

 

 

Дружинники светских феодалов, первоначально бывшие мелкими ленниками, формировались в особое сословие самураев, мелкопоместного дворянства, которое с завистью смотрело на крупные поместья придворной знати в Центральной Японии.

К началу XI в. род Фудзивара пришёл в упадок. Те, кто раньше были известны как воины, теперь предпочитали услады придворной жизни. С упадком Фудзивара стал возвышаться друг семьи. С 1159 г. начался 40-летний период, получивший название Гэмпэй. Шла ожесточённая борьба между кланом Минамото (Гэндзи), выступавшим под белым флагом, и кланом Тайра (Хэйкэ, или Хэйдзи), выступавшим под красным флагом. В 1185 г. самурайство, объединившись вокруг влиятельного на северо-востоке дома Минамото, разгромило войска клана Тайра, заправлявшего в то время делами в столичном районе. В 1180-1185 гг. произошли решающие сражения. Они закончились разгромом сухопутных войск и флота дома Тайра.

Предводитель самураев Минамото Еритомо в 1192 г. объявил себя сегуном, т. е. верховным военным правителем. Формально, признавая императорский сюзеренитет, сегун фактически сосредоточил в своих руках всю политическую власть, сохранив за императором лишь номинальный, символический статус духовного главы государства. История Японии XIII-XVI вв. заполнена междоусобными войнами между крупнейшими княжескими родами, каждый из которых стремился закрепить за собой прерогативы сегунской власти. Поэтому сёгунские династии менялись, но система сёгуната сохранялась в Японии вплоть до середины XIX в.

Свою победу Минамото отметили жестокими расправами с Тайра. Представитель рода Минамото Еритомо стал подлинным правителем страны. Новый государь - малолетний Готоба-ин (1186- 1199 гг.) был целиком в его руках. В 1192 г. Еритомо получил звание, которого до него никто не имел, - «Сэй-и-тай Сегун» («Великий воевода, покоряющий дикарей») - и основал наследственную династию сегунов. Наступило всевластие военных. Они распоряжались в столице и провинциях, т.к. и там начальниками были военные.

После смерти Еритомо сегуном стал его старший сын 18-летний Ёире. Его занимали только игра в мяч и другие развлечения. В 1203 г. Ёире был низложен и помещён в монастырь. Там вскоре он был убит. Сегуном стал его брат, шестилетний Санэто-мо. Ему больше было по душе сочинять стихи, нежели заниматься государственными делами. В 1219 г. Санэтомо был убит своим племянником Куге, верховным жрецом храма бога войны Хачимана. Править страной стали вдова сегуна Еритомо Масако и её отец Ходзё Такимаса. Масако, которую называли «Монахиня-сегун» (она какое-то время провела в монастыре), наряду с царицей Дзингу была одной из выдающихся женщин в истории Японии. Семья Ходзё правила Японией в качестве сэссё (регентов), принимавших титул «сиккэн» (правитель), до первой трети XIV в. В стране установилось троевластие: тэнно, сегун и сэссё. Решающее влияние оставалось за сиккэн. За это время сменилось 13 безликих тэнно. Запомнился лишь Готоба, которого избрали тэнно в двухлетнем возрасте, потому что он смеялся (считалось, что это хорошая примета). Произвол правителей дома Ходзё вызывал всеобщее недовольство в стране. Крестьяне дали одному из них выразительную кличку «клоп Ходзё». Свергнутый Готоба попытался в 1221 г. вернуть утраченную власть. Посылая своего сына во главе войска, сиккэн Ходзё напутствовал его: «Если навстречу выйдет сам государь со своими воинами, снимайте доспехи и перережьте тетиву своих луков. Если же нет, то бейтесь насмерть». Готоба не выступил во главе своего войска. Ходзё победили.

С целью укрепить господство своего семейства Ходзё Ясутоки с помощью известного буддийского монаха составил свод законов «Уложение годов Дзёэй». В нём определялись обязанности различных должностных лиц, наказания за преступления, которыми считались не только мятеж и подлог, но и нарушение супружеской верности, клевета, перемещение межевых знаков. Крестьянам позволялось переезжать с места на место. Снижался налог.

 

Едва Ходзё управились с делами внутри страны, как над ней нависла угроза извне, со стороны Китая, где утвердилась монгольская династия Юань. Их войска состояли из монгольских, китайских и корейских ратников. Казалось, на стороне японцев была сама природа. Дважды, в 1274 и 1281 гг. шторм помогал им отразить нападение противника. Японцы назвали ветер, разметавший юаньскую флотилию, - «Камикадзе» - «Божественный ветер».

Отражение монгольского нашествия потребовало от сёгунского правительства большого усилия и расходов и существенно его ослабило, чем воспользовались наместники в отдаленных провинциях. Сконцентрировав в своих руках землю, они превратились в крупных феодалов, стремящихся к власти. Особенно усилились феодалы юго-западных провинций, где принимались меры по отражению монгольского вторжения. Они получили возможность увеличить свои вооруженные силы за счет средств, отпущенных сёгунской казной.

В народе надолго сохранилось воспоминание об угрозе монгольского вторжения. На протяжении многих поколений матери спрашивали своих раскапризничавшихся детей: «Ты что думаешь - монголы идут?»

Борьба с юаньской угрозой потребовала больших затрат от всех слоев населения. Пострадали и самураи. Им пришлось закладывать и продавать свои земли. Верховные власти не выполнили обещание наградить отличившихся. Это вызывало недовольство. В участившихся неурожаях и эпидемиях также обвиняли правителей-сегунов.

 

Расположенная вдалеке от стран Западной Европы, островная Япония до середины XVI в. оставалась почти неизвестной европейцам. Первое открытие Японии для европейцев состоялось в 1540-х годах. В Японию проникают испанские и португальские купцы и католические миссионеры. Завезенное ими огнестрельное оружие становится важным фактором обострения междоусобных войн. Многие феодалы, особенно князья юго-западных княжеств, вместе со своими подданными принимают католичество.

При сегуне Ходзё Такатоки, занимавшемся не столько управлением страной, сколько театром и собачьими боями, произошла реставрация царской власти. Бывший государь Годайго привлёк на свою сторону буддийских монахов, а также воинов нескольких знатных семейств. Заговор раскрыли, и Годайго был сослан на отдалённый остров Ики. Но он бежал из ссылки в женском паланкине и в рыбацкой лодке переплыл к своим сторонникам.

На сторону Годайго перешёл Асикага Такаудзи, назначенный командующим войском Ходзё Такатоки. Была захвачена и сожжена ставка сегунов Ходзё - город Камакура. Власть царского дома была восстановлена. Это время (с 1333 по 1335 г.) получило название «реставрации Кэмму».

В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сегуном и началась власть сёгуната Асикага. Из 14 сегунов этой фамилии двое были убиты собственными слугами, пятеро умерли в изгнании, одному пришлось совершить самоубийство. Провозглашение Асикага Такаудзи сегуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась «войной Хризантем» или «войной Северной и Южной ветвей». С одной стороны выступал Годайго, поддержанный вельможей Нитта Ёсисада (принадлежащим к партии «Южная ветвь»), с другой - царь Коме, за ним стоял Асикага Такаудзи. Междуусобица закончилась соглашением о том, что трон будет поочерёдно у представителей обеих династий.

Подлинная власть в стране осталась у сегунов Асикага. Они купались в роскоши. Крестьяне, задавленные чрезмерными налогами, бунтовали или оставляли поля невозделанными. Бедствовали и цари. Тэнно Гонара, говорят, жил на то, что зарабатывал как писец, а также продажей автографов. В 1500 г. тело царя Цутимикадо лежало непогребённым 40 дней: не было денег на похороны.

 

 

В XVI в. сильно развилась внутренняя и внешняя торговля. Японское политическое и экономическое влияние достигает Сиама, Камбоджи, португальских и испанских владений в Индонезии и на Филиппинах, идет активное общение с европейцами. В результате этого возросла роль городского бюргерства, купцов и ремесленников. Но феодальная раздробленность тормозила экономическое развитие страны. Жизнь все настойчивее требовала объединения Японии под сильной центральной властью. Талантливый военачальник Хидэёси Тоётоми, выдвинувшийся из рядовых солдат-пехотинцев, не только объединил под своей властью почти всю страну, но и предпринял ряд завоевательных походов в Корею, стремясь расширить рынки для купечества и отвлечь князей и самураев от борьбы за власть. Однако всенародное сопротивление корейцев привело к разгрому вторгшихся японских войск.

 

 

В эпоху Асикага Япония впервые познакомилась с европейцами и христианским учением. Князья юго-запада страны принимали новую религию. Это было одним из средств сопротивления центральной власти. Знатные семьи боролись с Асикага почти 70 лет. В результате наступило безвластие, усилилась раздробленность страны.

Первым взялся за объединение Японии могущественный князь Ода Нобунага (1534-1582). Его отряды сокрушили ополчение непокорных князей и разгромили храм Энрякудзи, цитадель их союзников - буддийских монахов. Храм вместе с ценнейшими историческими реликвиями был сожжён, все его монахи полегли под мечами воинов Ода Нобунага. В 1573 г. он сверг последнего сегуна из рода Асикага и стал правителем Японии. Нобунага издавал указы от имени царя. Он положил начало военной диктатуре в стране. Против Нобунага выступил, как это часто бывает, его подчинённый. Тяжело раненный им правитель скрылся в храме. Поняв безнадёжность своего положения, он поджёг храм и совершил самоубийство, вспоров себе живот.

Объединение страны продолжил ближайший помощник погибшего правителя - Тоётоми Хидэёси, получивший из-за своей уродливой внешности прозвище «Обезьяна». Борьба была жестокой. Поражения воспринимались с чисто японским своеобразием. Например, когда военачальник Шибата Катсуие проиграл сражение, он собрал домочадцев на праздник с танцами и песнями, а потом предложил женщинам покинуть замок. Женщины - истинные японки - отказались. Они решили разделить участь мужчин. Князь поджёг дом, мужчины убили женщин и детей, а потом покончили с собой.

Хидэёси (1536-1598) стал единоличным правителем Японии и главнокомандующим армией. Военная диктатура продолжалась. Хидэёси старался обеспечить внутренний мир. Для себя он установил следующие правила поведения: «Важные дела решать на большом совещании, небольшие - с участием двух-трёх человек. Ничего чрезмерно не откладывать. Не брать взяток. Не заводить ни друзей, ни врагов. Не благоволить богатым, не презирать бедных».

Чтобы объединение Японии было прочным, Хидэёси осуществил ряд хозяйственных мероприятий. Он провёл земельную реформу, которая повышала заинтересованность крестьян в урожайности полей, способствовала расширению площади обрабатываемых земель. Чтобы предотвратить выступления крестьян в будущем, Хидэёси издал «Указ об охоте за мечами». На основании этого указа у крестьян изымалось оружие, накопленное ими во время восстаний XV-XVI вв.

При Хидэёси были выпущены новые золотые и серебряные деньги. Он поощрял развитие торговли и ремёсел, однако строго контролировал торговые связи с заграницей, ввёл особые лицензии для торговых судов, отправляющихся за рубеж. Их называли «Корабли с печатями ярко-красного цвета».

В 1587 г. Хидэёси издал закон о запрете распространения христианства, по которому священники-иезуиты под угрозой смертной казни в течение 20 дней должны были покинуть пределы Японии. Нетерпимость Хидэёси к христианству была вызвана рядом причин. Проповеди священников резко расходились с беспутным поведением португальских торговцев и моряков в портах Японии. Священники, случалось, не соблюдали местные обычаи. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от их национальных богов. На юго-западе страны значительная часть местной знати приняла христианство и укрепляла своё положение благодаря торговле с христианской Португалией. У Хидэёси были причины рассматривать христианских проповедников как передовой отряд захватчиков. В 1587 г. лоцман испанского корабля «Сан Фелипе» похвастался в японском порту, что владения короля Испании всё расширяются. Когда лоцмана спросили, как Испания завладела столь обширными территориями, он ответил: «Сначала пришли миссионеры, а потом солдаты короля». Об этом разговоре доложили Хидэёси.

В 1587 г. 120 миссионерам было приказано немедленно покинуть Японию на отплывающем корабле. Тогда же было казнено 26 христиан («Распятие на кресте двадцати шести»). Среди казнённых были 3 мальчика-японца, церковные служки.

Укрепив страну изнутри, Хидэёси предпринял шаги, чтобы расширить свои владения. В 1582 г. он потребовал дани от Кореи. Он предложил также корейскому вану (королю) участвовать в походе против Китая. Ван отверг это предложение. Отказался он и платить дань. Японские войска вторглись в Корею. Однако японский флот был разгромлен, а на выручку корейцам прибыли китайские войска. В 1594 г. Хидэёси пришлось вывести свои отряды с Корейского полуострова. Спустя 3 года он вновь предпринимает поход на Корею. 30 октября 1598 г. разыгралось великое побоище. Японцы взяли верх. Они обезглавили 39 тыс. корейских и китайских воинов. Невозможно было отправить в Японию в знак победы так много голов, поэтому туда отослали уши и носы, посоленные в бочках. Возле города Киото был насыпан «Холм ушей». С известием о смерти Хидэёси (сентябрь 1598 г.) японский стяг с изображением золотой тыквы был опущен, и японские войска ушли из Кореи.

Война в Корее не прошла для Японии бесследно. С японскими воинами прибыло немало корейских ремесленников. Их уменье и опыт были использованы для возрождения японских промыслов. С материка пришёл и новый способ печатания. В 1592 г. во время первого корейского похода Хидэёси во дворце вана были найдены и вывезены в Японию медные подвижные знаки для набора и приспособления для печатания.

 

 

По завещанию Хидэёси наследником становился его малолетний сын Хидэёри. Письменную клятву верности наследнику ещё при жизни Хидэёси дали пять влиятельных князей во главе с Иэясу Токуга-ва. Однако едва умер Хидэёси, как против Иэясу выступил союз знатных лиц во главе с князем Иси-да Минуцари. Туманным утром 20 октября 1600 г. Иэясу повёл на врагов своё войско. Впереди несли штандарт - золотое опахало - и белый флаг, украшенный розовой штокрозой - флаг рода Токугава. «Путь перед тобой закрыт», - предостерегали Иэясу предсказатели. «Я открою его своим ударом», - ответил он. В битве при Сэкигахара («Равнина преграды») войско Иэясу одержало верх. На месте битвы было насыпано два холма «Кубидзука» («Холмы голов») из голов поверженных врагов Иэясу.

В 1603 г. Иэясу получил от государя Гоёдзэя звание «Сэй-и-тай Сегун». 4 июня 1615 г. войска Иэясу взяли штурмом замок, где укрывались сын Хидэёси Хидэёри и его мать Йодо. Мать и сын предпочли плену гибель в огне загоревшегося замка. Малолетнего сына Хидэёри спасли из огня и укрыли доброжелатели. Но потом кто-то его выдал, и он был казнён. Перед смертью с ним увиделся Иэясу. Мальчик смеялся в лицо сегуну, нарушившему клятву, данную его деду.

Со дня победы при Сэкигахара Иэясу постоянно заботился об укреплении своей власти и дома Токугава. Первым делом он перераспределил поместья. Его сторонники получили новые земельные наделы, противники лишились части или всего своего имущества.

 

 

После смерти Хидэёси власть перешла к другому военачальнику, князю Иэясу Токугава. Сегуны из рода Токугава правили Японией с 1603 по 1868 г. Сёгунское правительство подчинило своей власти всю страну, но наряду с владениями сегуна сохранилось около 200 вассальных сегуну княжеств во главе с князьями - даймё.

Объединение Японии под властью Токугава привело к развитию ремесел, торговли, городской культуры. Особенно это чувствовалось в резиденции сегунов Эдо (ныне Токио). Всем князьям вменялось в обязанность определенное время находиться в Эдо вместе с семьями и приближенными, причем пребывание это должно было проходить с должной княжеской пышностью. В княжеских столичных замковых городах, в станциях вдоль дорог, соединявших княжества со столицей, и прежде всего в самой столице, ставшей к XVIII в. большим городом, требовались услуги ремесленников, торговцев, художников, актеров. Многие крупные ростовщики и торговцы, несмотря на строгую сословную perламентацию, предписывавшую каждому определенный образ жизни, по своему влиянию, состоянию и окружавшей их роскоши не уступали иным князьям.

Содержание всей этой роскошествовавшей верхушки позднефеодального японского общества ложилось тяжелым бременем на плечи основного производящего класса - крестьянства. За период сёгуната Токугава история насчитывает более 1500 крестьянских выступлений. В некоторых восстаниях участвовало до 200 тыс. крестьян.

 

 

Порядок управления страной, установленный Иэясу, просуществовал 252 года после его смерти. Вся полнота власти находилась в руках сегунов из дома Токугава. От имени тэнно издавались законы, раздавались чины, почётные звания. Тэнно оставались почитаемы как наместники богов на земле. Но они жили уединённо в своих дворцах в священном городе Киото. Тэнно и их придворные существовали на средства, которые выдавали сегуны. Токугава были щедрее, чем их предшественники, и тэнно не бедствовали, как в XV в.

Но даже в Киото тэнно не был хозяином. При нём состоял представитель сегуна - всесильный сё-сидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между Киото, столицей тэнно, и Эдо, ставкой сегуна. Сёсидай следил за каждым шагом государя и стоял на страже интересов сегуна. Никто из князей или знатных лиц не мог приехать в Киото без особого разрешения сёсидая.

Япония не знала внутреннего мира при сегунах Токугава. Прошло менее полугода после смерти Иэясу, как вышел указ о запрете христианства: за исповедание этой веры грозила смерть. Казнили всех, включая 90-летних старух и годовалых детей. Гонения на христиан не прекращались много лет. Преследования христиан и налоговый гнёт вызвали крестьянские восстания в Симабара и Амакуса (декабрь 1637 - апрель 1638 гг.). Как утверждают, их возглавил Масуда Токисада, наследственный враг Токугава. Он утверждал, что получил свыше способность творить чудеса. Восстание было подавлено с помощью голландца Кёкенбеккера, главы созданной в Японии фактории нидерландской Ост-Индской компании. Он руководил обстрелом замка Хара, где укрепились повстанцы. Кёкенбеккер должен был любой ценой спасти торговлю с Японией. Когда замок Хара пал, почти все осаждённые былиперебиты. Их вожаков распинали на крестах, обезглавливали, принуждали совершать самоубийства. В начале XVII в. власти Японии стали проявлять интерес к торговле с европейскими государствами. Когда в 1613 г. португальцы попытались выжить голландцев из Японии, сегун написал: «Если даже голландцы будут черны, как черти, что выходят из ада, но будут честно вести торговлю и не заниматься ничем иным, с ними будут обращаться в Японии, как с ангелами, что приходят из рая». Однако вскоре политика изменилась. В 1623-1624 гг. власти вынудили покинуть страну англичан и испанцев, в 1633-1639 гг. вышли законы об изгнании португальцев. Указ сегуна Иэмицу гласил: «Отныне никому, покуда Солнце светит над миром, не позволяется приплывать в Японию, даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменён под страхом смертной казни». В 1808 г. британский фрегат «Фэйтн» вошёл в гавань Нагасаки, но не бросил якоря. Несколько высокопоставленных японских чиновников совершили самоубийство, поскольку позволили судну спастись.

Была ограничена торговля Японии с Аннамом (Северным Вьетнамом), Сиамом (Таиландом), Китаем. Японским морякам, если их корабль унесло штормом или течением от островов, не разрешалось возвращаться.

Ограничение сношений с внешним миром не закрепило навсегда господства сегунов Токугава. В 1867 г. Кэйки, пятнадцатый и последний сегун из дома Токугава, принуждён был отречься от власти и передать её монарху Муцухито.

 

При сегунах Токугава были изгнаны католические миссионеры; христианство жестоко преследовалось и повсеместно искоренялось. В 1639г. доступ иностранцам в Японию был запрещен, порты страны закрыты для всех иностранных судов, кроме китайских и (в Нагасаки) голландских. Такой политикой сегуны стремились увековечить феодальный режим. Однако капиталистический уклад неуклонно развивался в недрах феодальной Японии. Недовольство охватывало широкие круги общества, включая и обедневших самураев. Последние давно передали свои поместья князьям в обмен на ежегодную выплату им определенного рисового пайка, но князья были уже не в состоянии выплачивать его регулярно, отчего многие самураи переходили к торговле, ремеслу или становились деклассированными бродягами – «ронинами». Преуспевшие в торговле горожане, напротив, приобретали за деньги самурайские звания и земли и становились помещиками.

 

В 1854г. Япония была вынуждена открыть границы для западных держав, расширявших свою политическую и торговую экспансию в бассейне Тихого океана. Проникновение в страну иностранного капитала еще более усугубляло бедственное положение трудящихся масс. В этой обстановке лидеры обуржуазившегося самурайства, опираясь на вооруженные отряды горожан, свергли сёгунское правительство, заставили князей - даймё отказаться от своих феодальных прав и передать значительную часть поместий их фактическим владельцам (ростовщикам и обуржуазившимся самураям). Вся полнота власти в стране была передана императорскому правительству, ставшему выразителем буржуазных интересов. Так произошла «революция Мэйдзи» 1868 г.

 

 

Начало

Главная



Hosted by uCoz